Главная - Ломоносовская частная школа-пансион
Главная - Ломоносовская частная школа-пансион
Презентации школы
Наши услуги
Жизнь школы
Творчество наших учеников
Наши учителя
Наши ученики
Видеогалерея
Фотоальбомы
Электронный журнал
Методическая копилка
Информационные материалы
Контакты
Школьная форма
Наши вакансии
Летнее чтение
Архив материалов











Follow Us on Facebook  Follow Us on Twitter  Follow Us on Instagram  Follow Us on YouTube 



       Главная > Работы наших учителей > Федоров Павел Павлович

Исследовательское обучение и ФГОС: на примере урочной и внеурочной деятельности учителя географии

22 сентября 2015 года

Страшная это опасность — безделье за партой: безделье месяцы и годы — это развращает, морально калечит человека и ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, в сфере мысли
В.А. Сухомлинский

Кто скажет, что слова, приведённые в цитате не актуальны сегодня, а между прочим написаны они полвека назад. Сегодня учитель перестал быть единственным источником знаний. И именно поэтому классические технологии, применяемые в классно-урочной системе ранее, сегодня утрачивают свои возможности. Происходящие же в современном мире изменения требуют развития новых способов образования и педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельной ориентации в информационном мире. Важным становится не дать ученику максимум знаний, а сформировать у него умения ставить и решать задачи для преодоления возникающих в жизни проблем. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Всё перечисленное зафиксировано и в нормативно-правовой базе нашего государства:

  • Закон РФ об образовании;
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждённая Д.А. Медведевым 04.02.2010 г.);
  • ФГОС полного образования по формированию УУД.

В качестве одного из центральных понятий как цели современного образования выступает понятие компетентности. Использование компетентностного подхода позволяет, по мнению специалистов, ликвидировать несоответствие между существующим образованием и реальными потребностями общества. Принято различать ключевые и специальные компетенции. А.В. Баранников на основе обобщения зарубежной и отечественной литературы предлагает систему ключевых компетенций, важнейшей из которых он считает исследовательскую [1]. Всё это подводит нас к мысли об исследовательском обучении. Однако стоит помнить и о том, что исследовательское обучение — это лишь элемент многогранной системы повышения качества знаний!

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка. Ребёнок с младенчества настроен на познание мира.

Анализ результатов педагогической практики показывает, что развитию поисковых и творческих способностей, учащихся в системе школьного образования всё ещё не уделяется должного внимания, что обусловлено целым рядом причин:

  • Отсутствие у учащихся должных навыков по методике ведения учебных исследований;
  • Неподготовленность самих педагогов к новым требованиям;
  • Отсутствие необходимой учебно-методической базы;
  • Отсутствие адаптированных под ФГОС учебных программ по ряду школьных предметов, в том числе и по географии.
  • И др.

В этой связи основной целью исследовательского обучения, которое проводятся на уроках географии, является – развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, учащихся через исследовательскую деятельность.
Задачи исследовательского обучения:

  • Познакомить учащихся с теоретическими основами учебно-исследовательской деятельности;
  • Научить учащихся работать с различными источниками информации;
  • Отработать навыки публичного выступления защиты своей работы перед аудиторией;
  • Организовать исследовательскую деятельность детей.

Возможны два пути организации исследовательской деятельности на уроках. Первый путь – это выделение целых уроков, содержанием которых является обучение учащихся исследовательским приёмам. К сожалению, это не всегда предусмотрено учебными программами и требует значительных затрат учебного времени, которым мы часто не располагаем. Второй путь- это включение в учебный процесс отдельных приёмов исследовательской деятельности – приёма сопоставления, приёма доказательства, приёма обобщения, приёма выдвижения гипотез, приёма переноса знаний в новую ситуацию, приёма установления причинно-следственных связей и некоторые другие.

Для успешного освоения учебного материала по географии и проявления своих творческих способностей необходимо предлагать школьникам домашние задания исследовательского характера. По многим темам для учителя географии, идущего в ногу со временем, важно разработать систему домашний мини-исследований. Выполняя их ученики обогащают свой жизненный опыт; у них формируется образное и абстрактное мышление, что способствует их дальнейшей работе в русле реализации более масштабных исследовательских проектов. Формы таких заданий могут быть разными: проведение наблюдений, экскурсии, работа с анализом периодической печати, тематических изданий.
Для учащихся 6-7 классов успешно практикуется изготовление примитивного оборудования и приборов из подручных средств и предметов домашнего обихода. Примерами могут служить изготовление силами ребят прибора по определению направления ветра – флюгера, прибора по измерению превышений – нивелира примитивной конструкции, а также психрометра – прибора для измерения влажности атмосферного воздуха. Отдельными учащимися предпринимаются попытки создать на своих приусадебных участках осадкомеров.

Научно-исследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время. Приобщить учащихся к научно-исследовательской работе можно через написание исследовательских работ. Как показало внедрение в мою педагогическую практику метода исследовательских проектов, у ребят появляется внутренняя потребность заниматься ими, а это мощный фактор саморазвития и самореализации.
Наиболее распространёнными тематическими направлениями в проектно-исследовательской деятельности, которую могут вести учащиеся в процессе изучения школьного курса географии, следующие:

  • экономико-географические исследования;
  • проекты экологической направленности;
  • межпредметные и бинарные проекты, реализуемые совместно с другими учителями-предметниками;
  • социальное проектирование и др.

Разумеется, что обучение первым шагам в области исследовательской деятельности следует начинать с малого. Так, уже шестиклассникам вполне можно предложить проведение небольших исследований. Примером тому может служить проект в рамках темы «Горные породы» на тему «Что превращает гранит в песок?». Ребята определяют цель исследования: «Изучить процесс разрушения гранита»; задачи исследования: «Определить факторы разрушения гранита», «Определить время разрушения гранита», «выделить основные фазы разрушения гранита» и др. В ходе исследовательской работы ученики выдвигают гипотезы, которые либо опровергаются, либо подтверждаются.
Особой популярностью среди учащихся пользуются упомянутые выше межпредметные исследования. В настоящее время единое тело природы и человека оказались расчленёнными на многие школьные предметы. И на наш взгляд именно география является точкой соприкосновения многих школьных дисциплин. Многие науки, особенно биология, история, физика, химия, математика, информатика эффективно сочетаются с географией, насыщая её собственным специфическим содержанием. Именно поэтому учащиеся старших классов часто выбирают исследования с межпредметной составляющей. Работа над проектами такого рода позволяет ученикам применить знания, из разных курсов школьной программы для решения какой-либо проблемы. Примерами подобного рода проектов могут служить следующие:

  • «Возможна ли вторая жизнь мусора?»
  • «XXI век – век старения населения?»
  • «Как решить проблему дорог в России?»
  • «Глобальное потепление: миф или реальность?»
  • «Почему меняются курсы валют и можно ли на них заработать?»

В ходе работы над проектами учащиеся проводят большую работу за границами школы. Для получения качественных результатов становится необходимым посещение музеев, государственных органов власти, заповедников, заказников, библиотек и иных учреждений. Получается, что ребята не только развивают свои исследовательские способности, но и формируют навыки социализации и профориентации.

Участие школьников в олимпиадном движении. Олимпиадные вопросы по большей части всегда строятся не только на использовании материалов, выходящих за рамки школьной программы, но и на использовании вопросов, ответы на которые требуют от ученика нестандартного мышления. Умение школьника мыслить не просто логически, а нестандартно является хорошим результатом формирования у него исследовательских компетенций.

Исследования форм и методов подготовки ученика к участию в предметной олимпиаде практически никогда не теряют своей актуальности. Специфика олимпиадных работ, как показывает практика, всегда отличается от заданий, решаемых в классе. Это предъявляет гораздо более высокие требования, как перед учителем, так и перед учеником. [2]
Обучение решению олимпиадных заданий это направление деятельности педагога, которое, как правило, реализуется во внеурочное время. Здесь становится важным создание секции, на которой учащиеся могли бы тренироваться в выполнении нестандартных заданий по географии, дополнительно посещать тематические музеи, осуществлять туристические походы и выезды, заниматься чтением дополнительного материала по предмету. Только объединение учащихся в специализированную группу по интересам, может создать живой интерес к олимпиадам и в процессе подготовки к ним развить исследовательские компетенции.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие исследовательских компетенций учащихся помогает достичь определённых целей: поднять интерес учащихся к учёбе. Занятие подобного рода для ребят это всегда переход в иное психологическое состояние. Это всегда другой стиль общения, положительные эмоции, ощущения себя в новом качестве. Всё это, безусловно, открывает возможности для развития своих творческих способностей, помогает оценивать роль знаний и видеть их реальное применение на практике. Неслучайно, древнекитайская мудрость гласит: Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать, и я научусь.

Учитель географии АНО СОШ «Ломоносовская школа-пансион – П.П. Федоров



  




     Архив   |   RSS-канал
     Контакты  
Московская область, Раменский район, Чулковское с/п, поселок Тельмана,
тел. (495) 920-07-32, (496) 462-92-93, e-mail:  lomonpansion@mail.ru (частные школы Москвы, элитные школы Подмосковья)
     Яндекс.Метрика