Главная - Ломоносовская частная школа-пансион
Главная - Ломоносовская частная школа-пансион
Презентации школы
Наши услуги
Жизнь школы
Творчество наших учеников
Наши учителя
Наши ученики
Видеогалерея
Фотоальбомы
Электронный журнал
Методическая копилка
Информационные материалы
Контакты
Школьная форма
Наши вакансии
Летнее чтение
Архив материалов











Follow Us on Facebook  Follow Us on Twitter  Follow Us on Instagram  Follow Us on YouTube 



       Главная > Хроника событий > Календарь событий

Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения

3 марта 2017 года

Государственная итоговая аттестация по русскому языку - это итог изучения предмета в течение всех девяти лет учебы в основной образовательной школе.

При подготовке к ОГЭ в 9 классе в первую очередь нужно изучить КИМы ФИПИ по русскому языку 2015 и 2016 года. Начинаем с ознакомления с полным перечнями содержанием заданий по русскому языку, которые приведены в кодификаторе элементов содержания и требований для проведения ОГЭ в 2016 году. Потом мы знакомимся с демоверсией, анализируем задания, уточняем изменения.

 В части 3 к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему в 2015 году были добавлены еще 2 задания: сочинения на морально-этическую тему, направленные на содержательный анализ текста. Это дало выпускникам возможность выбора одного из трех вариантов.

 Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по предложенному высказыванию – одно из наиболее сложных заданий, которое проверяет коммуникативную компетенцию. Выпускники с опорой на курс лингвистики должны раскрыть смысл высказывания, доказать его; должны оперировать лингвистическими понятиями, а также конкретизировать свои суждения с помощью аргументов из исходного текста. На высокий балл при написании этого сочинения могут претендовать только учащиеся, которые имеют хорошие знания по основным разделам языкознания - лексике и грамматике.

 Теперь же, если выпускник осознает, что не может написать сочинение на лингвистическую тему, он может выбирать из заданий 15.2 и 15.3.Это, как правило, сочинения на морально-этическую тему по анализу прочитанного текста. Для успешного написания одного из этих сочинений учащиеся должны понимать основную мысль прочитанного текста; уметь создавать собственное письменное высказывание на основе прочитанного по заданным параметрам; устанавливать авторскую позицию в тексте; выражать свое отношение к теме текста и формировать свою позицию по данной теме; логически последовательно излагать свою точку зрения. Для того чтобы определиться с выбором темы написания сочинения, выпускник должен внимательно прочитать оба задания и проанализировать их: как сформулирован вопрос к заданию, какое слово ключевое? Надо сравнить вопросы, продумать ответы и определить, какой ответ получается более полным, развёрнутым и аргументированным. И только после всего этого можно начинать работу над выбранным заданием.

Выполняя задание 15.2, учащиеся в своем сочинении должны привести толкование анализируемого отрывка – это и будет тезис. Для аргументации нужно использовать только материал прочитанного текста. Очень важно, чтобы учащиеся хорошо знали, что от них требуется при выполнении задания 15.2. Для этого в самом начале подготовительной работы к ОГЭ мы с ними изучаем и анализируем критерии оценивания, в дальнейшей работе при написании сочинения мы учимся анализировать написанные сочинения в соответствии с критериями. Анализ сочинения в соответствии с критериями весьма важен, потому что потом учащиеся сами могут определять, насколько их сочинение соответствует требованиям.

 К 9 классу учащиеся уже умеют писать сочинения-рассуждения, надо только ещё раз напомнить структуру (алгоритм) написания:

  1. Вступление - тезис.
  2. Основная часть - доказательства (аргументы).
  3. Заключение – вывод.



При подготовке к написанию сочинения-рассуждения по фрагменту текста (задание 15.2) мы последовательно анализировали и отрабатывали каждый элемент нашего алгоритма. Учащиеся должны хорошо усвоить последовательность написания этого сочинения. От этого зависит правильность выполнения задания 15.2.

Во вступлении учащиеся должны объяснить, как они понимают смысл фрагмента текста. Обычно в этом фрагменте заключается основная мысль автора текста, которую надо обосновать, доказать или опровергнуть (это и будет тезис). Для выделения тезиса надо внимательно прочитать текст, разделить его на структурные части (микротемы); в каждой части выделить (подчеркнуть карандашом) предложение или часть предложения, выражающее главное суждение (часть тезиса). Может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов, но на самом деле рассматриваются отдельные стороны главной идеи. Затем выделенное надо соединить смысловыми союзами (если, чтобы и т.д.) и сформулировать тезис. Необходимо показать свое понимание смысла указанного фрагмента.

 Для оформления вступления учащиеся могут использовать речевые клише:

 В этом фрагменте автор говорит о том, что…
Смысл финала текста говорит нам о том, что…
Я думаю, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста:…
Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что…
В данной фразе автор выражает мысль о том, что…


Основная часть по объёму должна быть больше, чем вступление и выводы. В ней учащиеся должны доказать правильность выраженной в тезисе мысли при помощи аргументов из анализируемого текста. Для этого повторно читают текст и выделяют (карандашом) слова или предложения, в которых заключена важная информация, дают ответы на вопросы: о чем текст? какую мысль автор хочет донести до читателя? с какой целью был написан текст? Ответив на эти вопросы, учащиеся смогут сформулировать идею текста и искать аргументы, подтверждающие их мысль.

 Выбранные предложения можно цитировать полностью, можно использовать часть предложения, а можно заменить косвенной речью. Учащиеся должны помнить, что они должны анализировать и рассуждать, а не пересказывать текст.

 Для оформления приведенных аргументов также можно использовать речевые клише:

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…
Эту мысль можно подтвердить примером из … предложения текста.
Предложение №…подтверждает мысль о том, что…
Обратимся к предложению …, чтобы доказать справедливость этого высказывания.


В последней части сочинения учащиеся должны обобщить сказанное и сделать вывод. Важно проверить, чтобы вывод не противоречил тезису и аргументам.

Оформить заключение учащимся помогут клише:

Мы пришли к выводу о том, что…
Делая выводы из выбранных нами доказательств…
Подводя итог вышесказанному, можно сказать…
Те аргументы, которые мы привели, являются неоспоримым доказательством…
Итак, …
Таким образом, можно … и др.


Начиная работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения из задания 15.3, нужно внимательно прочитать само задание, определить задачи: сформулировать и прокомментировать значение данного слова, затем написать сочинение-рассуждение, взяв в качестве тезиса данное нами определение. Опять повторить алгоритм написания сочинения-рассуждения. Обратить внимание, что задание 15.3 отличается от заданий 15.1 и 15.2: учащиеся должны привести один аргумент из жизненного опыта. После этого следует приступить к работе над каждым элементом нашего алгоритма.

 При написании вступления надо дать определение какого-либо нравственного понятия. Для этого учащиеся должны ответить на вопрос: как я это понимаю? Определение надо постараться дать одним-двумя предложением, а затем его прокомментировать. Эта задача оказалась для учащихся довольно сложной: кажется, что все понимают, а сформулировать и записать определение не получается. Чтобы помочь решить эту проблему, следует выполнить словарную работу: попробовать различными способами определить лексическое значение понятий «дружба», «верность», «храбрость», «честность», «самооценка» и др. Затем внимательно перечитать и проанализировать записанные определения. Следующим этапом нашей словарной работы должен быть подбор синонимов к данному слову, например: «дружба» - дружество, дружелюбие, доброжелательство, лад, мир, согласие, панибратство, побратимство...Затем подбираем эпитеты, которые можно употреблять с данными понятиями. Например: «дружба» бывает какая? Ответы: настоящая, крепкая, безграничная, близкая, бескорыстная, искренняя, многолетняя, давняя и т.д. Далее, возможно, следует подобрать антонимы и вспомнить высказывания, афоризмы, слова стихотворений и песен с анализируемыми словами. После проделанной работы учащиеся должны сформулировать свое определение понятия и записать его.

 Затем мы приступаем к написанию основной части. Аргумент из текста учащиеся находят путем анализа текста. С этим заданием обычно справиться несложно, потому что мы регулярно на уроках анализировали тексты, выделяли основную мысль. А вот с аргументами из жизненного опыта будет гораздо сложнее: опыта у ребят ещё слишком мало. Поэтому можно обратиться к художественной литературе и к историческим примерам. К выполнению этого задания мы готовились и на уроках литературы.

 И в заключении мы опять возвращаемся к определению, чтобы обобщить вышесказанное.

 Успешная сдача ОГЭ, по моему мнению, зависит не только от теоретической и практической подготовки учащихся, но и психологического и морального настроя. Учащиеся должны быть уверенны, что они все успешно сдадут экзамен при регулярной подготовке, они не должны испытывать страха перед ОГЭ.

 

Ниже предлагаем перечень полезных ссылок для подготовки к государственной аттестации

http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory - Сайт ФИПИ демоверсии

http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge - Сайт ФИПИ Открытый банк заданий (ОБЗ)

http://xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/ - капканы ЕГЭ и ГИА (образцы сочинений-рассуждений)

http://www.saharina.ru/ Сайт Захарьиной Е.А. (материалы для подготовки к ОГЭ)

http://uchimcauchitca.blogspot.ru/ - примеры сочинений по ОБЗ

Г.Егораева: как подготовить школьников к написанию сочинения на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

Видеолекция Андрея Нарушевича "Подготовка учащихся к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку в 2015 году"

Презентация Андрея Нарушевича ""Подготовка учащихся к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку в 2015 году"

http://www.textologia.ru/ege-gia/?q=879 ещё

Тесты по русскому языку

Варианты КИМ - 2015 из сборника Цыбулько

Видеолекция Натальи Сениной "Изменения в ГИА (9 и 11 классы) по русскому языку в 2015 году".

Наталья Сенина "ОГЭ по русскому языку. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему"

Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание 15.1). ещё

Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения  на морально-этическую тему. ещё

Подготовка к сжатому изложению

ГИА. Русский язык. Часть 1. Сжатое изложение.

Ирина Цыбулько о заданиях ОГЭ по русскому языку  - 2015

Полезные ссылки

http://mon.gov.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

http://obrnadzor.gov.ru/

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

http://fipi.ru/

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)

http://www.edu.ru/

Федеральный портал "Российское образование"

http://www.school.edu.ru/

Российский общеобразовательный портал

http://window.edu.ru/

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
 Н.А. Шингаренко



  




     Архив   |   RSS-канал
     Контакты  
Московская область, Раменский район, Чулковское с/п, поселок Тельмана,
тел. (495) 920-07-32, (496) 462-92-93, e-mail:  lomonpansion@mail.ru (частные школы Москвы, элитные школы Подмосковья)
     Яндекс.Метрика