Главная - Ломоносовская частная школа-пансион
Главная - Ломоносовская частная школа-пансион
Презентации школы
Наши услуги
Жизнь школы
Творчество наших учеников
Наши учителя
Наши ученики
Видеогалерея
Фотоальбомы
Электронный журнал
Методическая копилка
Информационные материалы
Контакты
Школьная форма
Наши вакансии
Летнее чтение
Архив материалов











Follow Us on Facebook  Follow Us on Twitter  Follow Us on Instagram  Follow Us on YouTube 



       Главная > Работы наших учителей > Глазунов Дмитрий Александрович

Беседа четвёртая: Папа, Мама, Я – дружная семья?

27 февраля 2008 года

Уважаемые родители, мы продолжаем цикл наших бесед, в которых рассматриваем проблемы готовности ребёнка к школе. До недавнего времени мы говорили о значении мотивации, произвольности, игровой деятельности.

Нынешнюю беседу мы посвятим эмоциональной зрелости ребёнка. Под этим мы будем понимать положительное отношение к окружающим и себе, готовность к общению, сотрудничеству, адекватную самооценку, отсутствие разрушающей агрессивности и конфликтности.

Школьный психолог, работающий с детьми, у которых есть трудности в развитии эмоциональной сферы, прежде всего, обращает внимание на особенности семейного воспитания. И сегодня, в первую очередь, мы поведём речь об ошибках воспитания.

- Я всё для него делаю – игрушки покупаю, мультики – пожалуйста! Ни в чём отказа нет!!
- Ну, вот посмотри, как сделал Петя, какой молодец!!  А что опять у тебя получилось?! Неумёха ты, а хочешь, чтоб тебя мама любила!
- А я говорю –  будет, так как я сказал!! У меня не забалуешь!
- Отстань ты со своими вопросами! На работе все лезут и ты туда же!
- Кто сказа, что он вести себя не умеет? Он просто у меня такой шустрый!

Такие разные фразы, такие разные родители, а проблема одна – неверно построенная система отношений с детьми. Немотивированная строгость, гиперопека, попустительство, неприятие – основные ошибки семейного воспитания.
Одним из самых распространенных запросов к школьному психологу является проблема эмоциональной неустойчивости, агрессивности, тревожности, пассивности учеников. Порой учитель не знает, что делать с такими детьми. Уговоры, призывы к порядку, моральные требования не дают должных результатов. Наказания и замечания только ещё больше нагнетают ситуацию и часто делают проблему неразрешимой.

«Сделайте что-нибудь, Вы же психолог!!» – в отчаянии восклицают педагоги в надежде на быстрое исправление ситуации, не представляя себе, порой, сколь трудоёмка и кропотлива такая работа, поскольку осложнения психического и личностного развития обусловлены, как правило, двумя факторами: ошибками воспитания и незрелостью нервной системы.

Не будем останавливаться на проблемах неврологических отклонений, тем более что они лежат вне компетенции школьного психолога. Поговорим об ошибках воспитания. Психологи выделяют различные типы неправильного воспитания, рассмотрим наиболее распространённые:

1. Неприятие. Оно может быть явным и неявным. Явное неприятие проявляется в том случае, если ребёнок был нежеланным или ожидали мальчика, а родилась девочка; или ребёнок не оправдывает первоначальные ожидания родителей. Неявное неприятие – ребёнок на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, но нет душевного контакта, ребёнок находится в эмоциональном вакууме.  Причиной тому может быть чувство собственной нереализованности, например, у матери, для неё ребёнок – препятствие для развития собственной карьеры. Дети из таких семей становятся либо агрессивными (при явном неприятии), либо забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми, неуверенными в себе. Проявляется негативизм в отношениях со взрослыми. Неприятие приводит к неверию в свои силы, неуверенности в себе.

2. Гиперсоциальное воспитание. Родители таких детей слишком правильные, педантично выполняют все рекомендации по «идеальному» воспитанию, «надо» произведено в абсолют. Ребёнок у таких родителей как бы запрограммирован, постоянно подавляет свои желания, эмоции. Он чрезмерно дисциплинирован и исполнителен, вынужден постоянно подавлять свои эмоции, сдерживать свои желания. Возможны два пути развития: возникает бурная агрессия, иногда самоагрессия или замкнутость, эмоциональная холодность.

3. Тревожно-мнительное воспитание. С рождением ребёнка одновременно возникает неотступная тревога за него, за его здоровье, благополучие. Воспитание по такому типу нередко наблюдается в семьях с единственным ребёнком или в семьях, где растёт  ослабленный ребёнок. В результате ребёнок тревожно воспринимает естественные трудности, с недоверием относится к окружающим. Он несамостоятелен, нерешителен, робок, обидчив, мучительно неуверен в себе.

4. Эгоцентричное воспитание. Ребёнок кумир, «смысл жизни» родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребёнку. В результате он не умеет понимать и принимать во внимание интересы других, не переносит трудностей, агрессивно воспринимает любые преграды. Такой ребёнок расторможен, эмоционально неустойчив, капризен. Возможны вспышки агрессии.

5. Попустительский стиль воспитания. Формируется в тех случаях, когда у родителей нет времени, сил или желания заниматься полноценным воспитанием ребёнка. Воспитательные воздействия фрагментарны. Сила, степень, активность, продолжительность  их зависит от актуальных жизненных ситуаций и не носит систематический характер. Родители, как правило, оправдывают такую фрагментарность развитием самостоятельности ребёнка. Здесь важно понять, что все социальные ценности не передаются по наследству генетически, а являются результатом воспитания, внешнего воздействия. Соответственно такая «самостоятельность» воспитывает в ребёнке неполноценное, а иногда искаженное восприятие окружающей действительности.

Из всего вышесказанного важно понять, что личность ребёнка вырастает из наших с ним отношений. В семье он приобретает основы понимания мира и себя в нём. Чувства, сформированные в раннем детстве,  впоследствии переносятся на другие объекты и других людей, отношения, деятельность. Рождается либо исходное, доверчивое отношение к миру и людям, либо ощущение неприятных переживаний, угрозы со стороны мира и других людей.

Если мы говорим о готовности к школьному обучению, то не можем не сказать о необходимости полноценного развития эмоциональной сферы нашего ребёнка.
В следующих наших беседах мы поговорим о следствиях так называемых ошибок воспитания и разберём пути коррекции и профилактики нарушений поведения наших детей.



  




     Архив   |   RSS-канал
     Контакты  
Московская область, Раменский район, Чулковское с/п, поселок Тельмана,
тел. (495) 920-07-32, (496) 462-92-93, e-mail:  lomonpansion@mail.ru (частные школы Москвы, элитные школы Подмосковья)
     Яндекс.Метрика